Концертная деятельность.Бухгалтерский и налоговый учет.

Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющая культурные потребности общества, занимающаяся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.
В данной статье рассмотрим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета концертными организациями.

Театрально — концертные организации могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от основной цели их создания. Если этой целью является получение прибыли, то они регистрируются как коммерческие организации, то есть они являются организациями «шоу — бизнеса».
Если извлечение прибыли не является основной целью деятельности театрально — концертной организации, то такая организация регистрируется как некоммерческая (пункт 1 статьи 50 ГК РФ). Если театрально — концертная организация создана как некоммерческая, то она имеет право вести предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).
Заметим, что многие некоммерческие организации данной сферы деятельности имеют бюджетное финансирование.

Бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет в театрально — концертных организациях вне зависимости от того, являются они коммерческими или некоммерческими, ведется по общим правилам, предусмотренным Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. N 94н (далее — План счетов) и другими законами и инструкциями. Вместе с тем особенности финансово — хозяйственной деятельности театров определены в Положении о театре Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 г. N 329 (далее Положение N 329).
В данной статье рассмотрим учет в театрально — концертных организаций, зарегистрированных как коммерческие организации, то есть в организациях «шоу — бизнеса».
Особенности финансово — хозяйственной деятельности данных организаций определены следующими двумя основными моментами:
— льготами по налогообложению;
— спецификой отдельных объектов бухгалтерского учета.
Остановимся на рассмотрении этих моментов более подробно.
Специфическим объектом бухгалтерского учета для театрально — концертных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) являются входные билеты и абонементы на посещение концертов, спектаклей и других мероприятий.

В соответствии с пунктом 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. N 359 (далее — Положение N 359), концертные организации при осуществлении наличных расчетов с населением вместо кассовых чеков вправе использовать бланки строгой отчетности как документы, подтверждающие прием денежных средств от физических лиц.
Приказом Минкультуры Российской Федерации от 17.12.2008 г. N 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности» (далее — Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.): «Билет», «Абонемент», «Экскурсионная путевка».

Положением N 359 утвержден порядок изготовления бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности могут изготавливаться как типографским способом, так и при помощи автоматизированной системы. При этом понятие автоматизированной системы указанное Положение не содержит, но в соответствии с пунктом 11 законодатель предъявляет к ней следующие требования:
— автоматизированная система должна быть защищена от несанкционированного доступа;
— автоматизированная система должна идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком строгой отчетности в течение не менее пяти лет;
— при использовании автоматизированной системы при заполнении и выпуске бланка строгой отчетности такая система должна сохранять уникальный номер и серию бланка.
Таким образом, целесообразно предположить, что подобная автоматизированная система наряду с возможностью изготовления бланка строгой отчетности должна предусматривать и специальные формы регистров для целей обеспечения надлежащего учета в организации.

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности концертные организации могут напечатать и в типографии с обозначением серии и порядкового номера. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.
Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в пункте 4 Положения N 359, Письме Минфина Российской Федерации от 03.02.2009 г. N 03-01-15/1-42.
Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся театрально-концертной организацией самостоятельно.

Руководство концертной организации должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.
Ответственность за хранение билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несут руководитель организации, а также другие его работники по письменному указанию руководителя.
Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 40.
Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя концертной организации. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в организации в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет.
Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». В соответствии с Планом счетов аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланку строгой отчетности и местам их хранения.
К счету 006 «Бланки строгой отчетности» открываются субсчета:
006-1 «Билеты и абонементы на складе»;
006-2 «Билеты и абонементы в заготовке»;
006-3 «Билеты и абонементы у подотчетных лиц»;
006-4 «Билеты и абонементы, оставшиеся нереализованными и подлежащие уничтожению».
Обратите внимание, что на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» учет бланков строгой отчетности ведется в условной оценке. Условная оценка может совпадать с фактическими затратами на изготовление бланка строгой отчетности.
Затраты концертной организации, связанные с приобретением бланков строгой отчетности, отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат (10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы», 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и т.д.).
По мере использования бланки строгой отчетности подлежат списанию с дебета счета 006 «Бланки строгой отчетности» в кредит счета 006 «Бланки строгой отчетности». Если на счете 006 «Бланки строгой отчетности» у организации организована подробная аналитика, то процесс использования, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности может выглядеть следующим образом:
Дебет 006 «Принятые к учету бланки строгой отчетности» — приняты к учету бланки строгой отчетности в условной оценке.
Кредит 006 «Принятые к учету бланки строгой отчетности» — списаны использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.
Дебет 006 «Использованные бланки строгой отчетности» — учтены использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.

Необходимо отметить, что, в отличие от кассового чека, бланк строгой отчетности является первичным учетным документом. В связи с этим, учитывая, что согласно Письму Минфина Российской Федерации от 22.08.2008 г. N 03-01-15/10-303 организация может самостоятельно разработать бланк строгой отчетности и применять его в своей предпринимательской деятельности, необходимо учесть также и требование наличия обязательных реквизитов первичного учетного документа, чтобы в последствии избежать неприятных последствий, связанных с нарушением правил ведения бухгалтерского учета в организации.

В целях налогообложения прибыли расходы на приобретение бланков строгой отчетности могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии со статьей 264 НК РФ. Согласно статье 318 НК РФ данный вид расходов относится в косвенным, а следовательно, признается в полной сумме для целей налогообложения в том отчетном (налоговом периоде), в котором они были учтены в качестве расходов.

Налоговый учет.
Налог на прибыль.
Рассмотрим порядок исчисления налога на прибыль театрально — концертной организацией, применяющей общую систему налогообложения.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками определяется в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
В соответствии со статьей 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, в том числе и театрально — концертные организации.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
При определении объекта налогообложения организациями учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиков, определен статьей 251 НК РФ.
Согласно пункту 14 статьи 251 НК РФ не облагается налогом на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом получателями средств целевого финансирования могут являться не только бюджетные учреждения, финансирование которых осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе сметы доходов и расходов. Концертные организации и театры, имеющие различные организационно — правовые формы собственности, предусмотренные учредительными документами, также могут получать средства целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Помимо указанных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются и целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Отметим, что остальные доходы театрально-концертных организаций (от реализации билетов и абонементов, продажи программок, проката биноклей, выручка буфета, арендная плата и так далее) включаются в налогооблагаемую прибыль (конечно, если такая деятельность не подлежит налогообложению в рамках спецрежима).
Далее рассмотрим момент признания доходов от реализации билетов на концерты при методе начисления.
Согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату.
Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации, то есть дата оказания услуги (пункт 3 статьи 271 НК РФ, пункт 1 статьи 39 НК РФ). Услуга по показу концерта считается оказанной по окончании концерта, поэтому признавать доходы до этого момента неправомерно. Это значит, что при реализации билетов на концерты налоговая база по налогу на прибыль не возникает.
Если рассматривать продажу абонементов, дающих право зрителю посещать несколько концертов в течение оговоренного периода времени, то бухгалтеру следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 271 НК РФ, если доходы относятся к нескольким отчетным периодам, то налогоплательщик распределяет их самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Иначе говоря, признавать доход в виде стоимости абонемента на сезон необходимо равномерно в течение нескольких отчетных периодов, на которые приходится действие абонемента. Отметим, что театрально — концертной организации следует закрепить данный порядок в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Налог на добавленную стоимость.
Концертная организация, занимающаяся проведением концертов и спектаклей, осуществляет безналичный расчет с заказчиками — юридическими лицами за оказанные услуги. Может ли вышеуказанная организация применять льготу, предусмотренную подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ?
В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства.
К таким услугам, в частности, относятся:
— услуги по распространению билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
— реализация входных билетов и абонементов на посещение вышеуказанных мероприятий.
Воспользоваться данной льготой могут только те учреждения культуры и искусства, которые поименованы в абзаце 5 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Ими являются: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Льгота предоставляется независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения (Письмо УФНС Российской Федерации по г. Москве от 16.02.2009 г. N 16-15/013714). Аналогичный вывод сделан судебными органами в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2009 г. по делу N А19-12400/08.
Формы входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам бланков строгой отчетности, утвержденным Приказом N 257.
Таким образом, такая деятельность концертных организаций, как распространение входных билетов и абонементов (форма которых утверждена как бланк строгой отчетности) на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, а также предоставление в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства освобождается от налогообложения НДС.
Учитывая вышеизложенное, при проведении концертной организацией концертов и спектаклей и осуществлении безналичных расчетов с заказчиками — юридическими лицами за оказанные услуги организация не вправе применять налоговое освобождение, предусмотренное подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Применение такого освобождения от обложения НДС возможно только при реализации на вышеуказанные мероприятия входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Упрощенная система налогообложения.
Организация, осуществляющая концертную деятельность, вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку подпунктом 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ установлено ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения (далее — УСНО) только в отношении бюджетных учреждений.
Отметим, что переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь для относительно небольших концертных организаций (о чем пойдет речь ниже), поэтому большинство концертных организаций все-таки будет применять общий режим налогообложения.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями, осуществляющими театрально — концертную деятельность, добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Иные налоги уплачиваются концертными организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 2 статья 346.11 НК РФ).
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Театрально — концертные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (пункт 5 статьи 346.11 НК РФ).
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб. (пункт 2 статьи 346.12 НК РФ).

Учет сценическо — постановочных средств в концертных организациях.
При осуществлении своей деятельности театрально — концертные организации (как коммерческие, так и некоммерческие), конечно же, не могут обойтись без сценическо-постановочных средств (СПС).
Сценическо-постановочные средства включают в себя комплекс предметов, используемых для проведения различных представлений в театрально — концертных организациях. К ним относятся: сценический инвентарь, декорации, сценические конструкции, бутафория, концертные костюмы и т.д.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 г. N 359, инвентарю для театрально-зрелищных учреждений и учреждений культуры присвоен код 16 3696000. К нему относятся:
— инвентарь сценический;
— одежда сцены;
— станки сценические;
— декорации мягкие;
— декорации объемные;
— бутафория сценическая;
— драпировки сценические;
— приспособления для монтировки декораций;
— штопоры для крепления декораций.
Не учитывается в составе сценическо-постановочных средств и учитывается в составе машин и оборудования электроосветительное оборудование сцен, не вмонтированное в оформление спектакля.
Бухгалтерский учет сценическо-постановочных средств должен обеспечить:
— контроль за сохранностью сценическо-постановочных средств;
— правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления сценическо-постановочных средств, их внутреннее перемещение.
В бухгалтерском учете театрально — концертной организации отражение сценическо-постановочных средств зависит от срока их полезного использования. Если данные предметы служат более года, то их необходимо учитывать в составе основных средств.
Планом счетов для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации предназначен счет 01 «Основные средства».
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Таким образом, принятие сценическо-постановочных средств к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» следует вести по отдельным инвентарным номерам, а построение аналитики должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств в концертной организации, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 7 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 г. N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее Методические указания N 91) операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами.
На основании пункта 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ первичные документы принимаются к учету при условии, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Принятие сценическо-постановочных средств к бухгалтерскому учету театрально — концертной организации согласно пункту 38 Методических указаний N 91н осуществляется на основании утвержденного руководителем такой организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

На сценическо-постановочные средства, учитываемые в качестве объектов основных средств, необходимо начислять амортизацию в общеустановленном порядке. В соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам указанные объекты включаются в 3-ю группу, как имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.
Сумма амортизации определяется ежемесячно и начисляется отдельно по каждому объекту основных средств.
Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основные средства были введены в эксплуатацию. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости основного средства либо когда произошло его выбытие из состава амортизируемого имущества, начисление амортизации прекращается.

Амортизация в целях налогообложения прибыли согласно статье 259 НК РФ начисляется двумя методами: линейным и нелинейным.
Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 статьи 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.
Установленные пунктом 1 статьи 259 НК РФ методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.