Спонсорство является особым видом рекламы. Законодательство Российской Федерации содержит определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

В действующем законодательстве Российской Федерации понятие «спонсорство» не предусмотрено, на что было обращено внимание еще в Письме Минфина России от 01.09.2009 г. N 03-03-06/4/72. Между тем, понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» предусмотрены Федеральным закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ).
Согласно подпунктам 9 и 10 статьи 3 Закона N 38-ФЗ спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
В соответствии со статьей 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Таким образом, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу.

Спонсорскую помощь условно можно разделить на безвозмездную и возмездную. Если спонсорский договор предполагает распространение информации о производимой продукции спонсора, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг.
Безвозмездная спонсорская помощь, отвечающая целям, предусмотренным Федеральным законом от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», признается благотворительностью (далее — Закон N 135-ФЗ).
Спонсорство следует отличать от благотворительности, поскольку у спонсорства отсутствует такой признак, как безвозмездность, ведь отношения спонсора и спонсируемого строятся именно на возмездной основе. В соответствии с заключенным договором спонсор обязуется передать спонсируемому лицу денежные средства, имущество (товары, готовую продукцию) к определенной дате, на проведение запланированного мероприятия. Спонсируемый, в свою очередь, обязуется провести в определенном месте и в определенное время мероприятие, в ходе проведения которого он должен распространить среди участников информацию о спонсоре. Иными словами, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Пример

(цифры условные)
Организация осуществила следующие действия:
— безвозмездно перечислила детскому дому на приобретение одежды для детей 100 000 руб.;
— выступила спонсором конкурса детского рисунка «Мой город» и перечислила организатору конкурса — некоммерческой ассоциации «Зеленый город» 250 000 руб. Согласно спонсорскому договору предоставление информации о спонсоре не предусмотрено;
— выступила спонсором конкурса детского творчества «Сказочное детство» и перечислила организатору конкурса — некоммерческой ассоциации «Непоседы» 300 000 руб., при этом обществу было предоставлено право открыть от своего имени церемонию награждения победителей.

В данном случае помощь детскому дому в размере 100 000 руб. признается благотворительной. Средства, перечисленные на проведение конкурсов, представляют собой спонсорскую помощь. При этом спонсорская помощь в размере 250 000 руб. некоммерческой ассоциации «Зеленый город» одновременно является и благотворительной, поскольку она безвозмездна и оказана с целью поддержки семьи и детства, которая предусмотрена Законом N 135-ФЗ.
Спонсорская помощь организатору конкурса — некоммерческой ассоциации «Непоседы» в размере 300 000 руб. была оказана обществом в целях рекламы своего товара.

Расходы спонсора, оказывающего помощь на условиях распространения рекламы, отражаются в составе рекламных расходов, связанных с продажей товаров. Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н (далее — ПБУ 10/99) такие затраты являются расходами по обычным видам деятельности.
Согласно пунктам 16, 18 ПБУ 10/99 расходы на спонсорскую помощь в целях рекламы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, вне зависимости от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, такие расходы учитываются либо по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», либо по дебету счета 44 «Расходы на продажу».
Спонсорский взнос согласно пунктам 6, 6.1 ПБУ 10/99 принимается к бухгалтерскому учету в сумме фактически понесенных расходов, которая исчисляется в денежном выражении и равна величине оплаты в денежной и иной форме или кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных в спонсорском договоре.

Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода, что следует из пункта 1 статьи 252 НК РФ).
Свой вклад в целях налогообложения прибыли спонсору следует учитывать в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на рекламу, осуществленные в виде спонсорского вклада, учитываются в полном объеме в случаях, если они связаны:
— с проведением рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе через объявления в печати, передачи по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
— с организацией световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— с участием в выставках, ярмарках, экспозициях, с оформлением витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, с изготовлением рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

При размещении текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должны выполняться следующие условия, установленные статьей 16 Закона N 38-ФЗ, а именно:
— наличие пометки «реклама» или «на правах рекламы» (Письмо Минфина Российской Федерации от 15.06.2011 г. N 03-03-06/2/94). Если редакционные статьи не содержат соответствующей пометки, то плата за их размещение в размере спонсорского взноса не учитывается для целей налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 27.06.2007 г. N 03-03-06/1/418, от 05.09.2006 г. N 03-03-04/2/201, от 31.01.2006 г. N 03-03-04/1/66).
— объем рекламы должен составлять не более чем 40% объема одного номера периодических печатных изданий. При этом это требование не распространяется на периодические печатные издания, зарегистрированные в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, на обложке и в выходных данных которых указана информация о такой специализации.
Таким образом, если при показе телепередачи или трансляции спортивного мероприятия, на рекламных стендах или рекламных щитах, в кинотеатрах, а также на выставках, ярмарках, экспозициях будет демонстрироваться название спонсора, то его спонсорские затраты можно в полном объеме учесть при налогообложении прибыли.

Пример

(цифры условные)
Организация выступила спонсором телевизионного турнира по бальным танцам. Сумма спонсорского взноса составила 1 180 000 руб., в том числе НДС 18% — 180 000 руб. Спонсорским договором предусмотрено, что во время проведения мероприятия до телезрителей будет доведена информация о производимой организацией-спонсором продукции.
В каком размере можно учесть расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи при налогообложении в рассматриваемом случае?

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 264 НК РФ проведение рекламных мероприятий через средства массовой информации, в том числе по телевидению, относятся к ненормируемым расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, спонсорский взнос в размере 1 000 000 руб. при налогообложении прибыли можно учесть в полном объеме.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ спонсорская помощь, оказанная в целях рекламы, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее — НДС). Если оказанная помощь в виде передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) осуществлена безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров, то согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ обязанность по уплате НДС не возникает, так как данная операция не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации.

В бухгалтерском учете организации-спонсора будут сделаны следующие записи:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 1 180 000 руб. — перечислена предварительная оплата организатору программы телевизионного турнира по бальным танцам
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 1 000 000 руб. — учтена в составе расходов стоимость услуг по рекламе на основании акта приема-передачи услуг
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 180 000 руб. — отражен НДС по спонсорскому взносу

При выполнении всех условий сумму входного НДС можно принять к вычету согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ.
При этом в бухгалтерском учете будет сделана запись:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» 180 000 руб. — принят к вычету НДС по спонсорскому взносу

Согласно абзацу 5 пункта 4 статьи 264 НК РФ спонсорский вклад налогоплательщика на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Следовательно, затраты на предоставление призов для участников спонсируемых соревнований или конкурсов, а также размещение логотипов спонсора на одежде участников или команд при расчете налога на прибыль подлежит нормированию.

Пример

(цифры условные)
Организация в августе 2014 г. выступила спонсором проведения общероссийского Интернет — форума. Спонсорским договором предусмотрено, что информация об обществе и оказываемых им услугах будет доведена до потребителя путем размещения логотипа спонсора на одежде участников форума. Сумма спонсорского взноса составляет 120 000 руб. без НДС. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2014 г. составила 5 000 000 руб. без НДС. Других нормируемых расходов в отчетном квартале у организации не было.
В какой сумме можно учесть расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи при налогообложении в случае, если организация применяет традиционную систему налогообложения?

Расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи на основании пункта 4 статьи 264 НК РФ учитываются в сумме, не более 1% выручки от реализации. Выручка определяется на основании статьи 249 НК РФ.
Норматив рекламных расходов за 3 квартал 2014 г. составил 50 000 руб. (5 000 000 руб. х 1%). Таким образом, в уменьшение налоговой базы можно отнести только 50 000 руб. Разница между фактическими и нормируемыми расходами, которая составила 70 000 руб. (120 000 руб. — 50 000 руб.) в целях налогообложения прибыли в этом квартале не может быть принята.
Поскольку в бухгалтерском учете расходы на спонсорскую рекламу признаются в полном объеме, возникает необходимость отражения постоянного налогового обязательства согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н.

В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 120 000 руб — перечислены денежные средства на проведение общероссийского Интернет форума.
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 120 000 руб. — затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи, включены в состав расходов на продажу.
Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу» 120 000 руб. — затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи, списаны на себестоимость продукции.
Дебет 09 «Отложенные налоговые активы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль» 14 000 руб. — отражен отложенный налоговый актив ((120 000 руб. — 50 000 руб.) x 20%).

© 2015, Выпускающий редактор. Все права защищены.