Спонсорство является особым видом рекламы. Законодательство Российской Федерации содержит определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия «спонсорство». Между тем, понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» определены статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ). Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ФЗ определено, что спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 38-ФЗ спонсорской рекламой является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. В пункте 3 Постановления Пленума ВАС России от 08.10.2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» сказано, что к договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах.
Ввиду специфики, возникающих между сторонами упомянутого договора правоотношений исполнение, которое должно быть предоставлено лицом после получения исполнения от контрагента, надлежит квалифицировать как встречное. Поэтому к такому исполнению применяются правила, предусмотренные статьей 328 ГК РФ.
При этом существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств и влечь соответствующие гражданско-правовые последствия. Неправильное указание организационно-правовой формы спонсора — юридического лица — рассматривается как существенное искажение наименования, если оно не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором.

Спонсорскую помощь условно можно разделить на безвозмездную и возмездную. Если спонсорский договор предполагает распространение информации о производимой продукции спонсора, то отношения между спонсором и спонсируемым учреждением культуры рассматриваются как оказание рекламных услуг.
Безвозмездная спонсорская помощь, отвечающая целям, предусмотренным Федеральным законом от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», признается благотворительностью.
Спонсорство следует отличать от благотворительности, поскольку у спонсорства отсутствует такой признак, как безвозмездность. Отношения спонсора и спонсируемого учреждения культуры именно строятся на возмездной основе. В соответствии с заключенным договором спонсор обязуется передать спонсируемому учреждению культуры денежные средства, имущество (товары, готовую продукцию) к определенной дате, на запланированное мероприятие.
Спонсируемое учреждение культуры, в свою очередь, обязуется провести в определенном месте и в определенное время мероприятие, в ходе проведения, которого оно должно распространить среди участников информацию о спонсоре. Иными словами, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемое учреждение культуры — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

При ведении бухгалтерского учета учреждение культуры должно точно знать, как квалифицировать спонсорские взносы: в качестве целевого финансирования или коммерческих доходов учреждения культуры.
По мнению финансового ведомства, изложенному в Письме от 01.09.2009 г. N 03-03-06/4/72, спонсорский взнос — это не благотворительное пожертвование, он имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера.
Аналогичную позицию высказывают и судебные органы. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 10.06.2009 г. N 09АП-8442/2009-ГК сделал вывод, что согласно условиям заключенного договора и статье 3 Закона N 38-ФЗ спонсорство имеет возмездный характер. Критерием для признания помощи спонсорской является предоставление средств для определенных мероприятий.
Таким образом, договор о спонсорстве определенного мероприятия имеет правовую основу договора возмездного оказания услуг.
Согласно условиям данного договора исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Следовательно, спонсорский взнос является платой за рекламу, а не безвозмездной передачей имущества. Такая же позиция изложена арбитрами в Постановлении ФАС Московского округа от 27.05.2008 г. по делу N КА-А40/4424-08.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в бухгалтерском учете учреждение культуры обязано включать спонсорский взнос, полученный по возмездному договору, в состав доходов от осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по распространению рекламы о спонсоре.
При этом бухгалтер должен четко разграничивать, какая помощь оказана учреждению: спонсорская или благотворительная. Для того чтобы благотворительную помощь ошибочно не учесть как спонсорские взносы, бухгалтеру необходимо внимательно ознакомиться с текстом договора о спонсорстве и правильно определить сущность договорных отношений, так как это влияет и на бухгалтерский, и на налоговый учет.

В налоговом учете спонсорский взнос (вклад) может признаваться платой за рекламу и учитываться в составе доходов от оказания платных услуг. Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 01.09.2009 г. N 03-03-06/4/72, от 26.12.2008 г. N 03-03-06/4/102. Отметим, что в названных Письмах разъяснения касались некоммерческих организаций, однако, по нашему мнению, их можно применить и к бюджетному учреждению.
В указанных Письмах сказано, что источниками формирования имущества некоммерческой организации могут являться среди прочего добровольные имущественные взносы и пожертвования. В целях налогообложения прибыли не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными некоммерческими организациями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом спонсорские взносы не попадают в список поступлений, которые не облагаются налогом на прибыль.
К тому же по договору о спонсорской помощи бюджетные учреждения в рамках осуществления уставной деятельности (организация и проведение тех или иных мероприятий) принимают на себя обязательство провести рекламную акцию спонсора. То есть спонсорский взнос является платой за рекламу, а не безвозмездной передачей имущества, как при пожертвовании (Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2008 г. по делу N КА-А40/4424-08). Если у организации-спонсора средства спонсорской помощи являются расходами на рекламу, то данные поступления у спонсируемого учреждения культуры могут быть признаны доходами от оказания услуг и учтены в целях налогообложения прибыли в установленном главой 25 НК РФ порядке (то есть в составе облагаемых доходов).
Однако есть противоположные выводы арбитров. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2008 г. по делу N А56-13732/2007 суд оценил условия договора о спонсорской помощи и установил, что музей не понес каких-либо встречных расходов по исполнению обязательств договора (за исключением предоставления отдельного статуса спонсору). Налоговый орган не представил доказательства оказания учреждением своему спонсору услуг по распространению рекламы, поэтому поступившие средства суд не посчитал выручкой за услуги, а отнес к необлагаемым целевым поступлениям. Таким образом, в рассматриваемой ситуации имело место пожертвование, а не спонсорская помощь.
В случае если учреждение культуры получает все же спонсорские взносы (а не пожертвования) и учитывает их в составе налогооблагаемых доходов, оно вправе уменьшить их на расходы, связанные с рекламой спонсора и его деятельности.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 г. N 09АП-5273/2008-АК сказано, что учреждение правомерно, в соответствии с требованиями статей 252, 272 НК РФ уменьшило полученные доходы на сумму произведенных затрат, связанных с организацией и проведением мероприятий, в ходе которых давалась реклама во исполнение договорных обязательств со спонсором. Без осуществления данных затрат по организации и проведению мероприятий невозможно было бы дать рекламу спонсоров. То, что из заключенных со спонсорами договоров нельзя определить точный размер затрат, направленных на осуществление спонсорской рекламы, не дает налоговым органам права не признавать расходы в уменьшение доходов от спонсорской поддержки.

Относительно налога на добавленную стоимость хотелось бы отметить следующее: в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации, в частности и услуги по рекламе, подпадают под обложение налогом на добавленную стоимость (далее — НДС).
В силу подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, перечисленные в указанном подпункте.
Заметим, что воспользоваться указанной льготой организация не сможет, поскольку освобождаются от обложения НДС, как следует из указанного выше подпункта, только услуги, оказанные в сфере культуры и искусства, иные услуги, оказываемые организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Следовательно, организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, обязаны с полученной от спонсора суммы уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Уплаченные суммы НДС организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, вправе принять к вычету в общеустановленном порядке.

© 2015, Выпускающий редактор. Все права защищены.