Статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон РФ N 2124-1) установлено, что под средством массовой информации (далее — СМИ) понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что к рекламе в СМИ относится создание (приобретение) рекламного ролика для трансляции по телевидению либо радио. При этом нужно учитывать, что в соответствии со статьей 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторского права являются аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения). Следовательно, рекламный ролик будет являться объектом авторского права.

Порядок отражения в бухгалтерском учете организации услуг по созданию рекламного ролика будет зависеть от срока его использования.
Если рекламный ролик будет использоваться более 12 месяцев при выполнении всех прочих условий, установленных пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. N 153н (далее — ПБУ 14/2007), то указанный ролик следует учитывать в составе объектов нематериальных активов (далее — НМА) по его фактической (первоначальной) стоимости.
Отметим, что фактической (первоначальной) стоимостью НМА является сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях (пункт 7 ПБУ 14/2007).
Стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание и кроме расходов, предусмотренных пунктом 8 ПБУ 14/2007, к таким расходам на основании пункта 9 ПБУ 14/2007 также относятся:
— расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
— суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
— отчисления на социальные нужды (в том числе страховые взносы);
— расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и НМА, использованных непосредственно при создании НМА, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
— иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

При принятии НМА к бухгалтерскому учету организация определяет срок его полезного использования, под которым на основании пункта 25 ПБУ 14/2007 понимается выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получения экономической выгоды.
Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются НМА с неопределенным сроком полезного использования.

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования. По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется (пункт 23 ПБУ 14/2007).
Для начисления амортизации по НМА пункт 28 ПБУ 14/2007 устанавливает три способа — линейный, уменьшаемого остатка и способ снижения стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Выбор способа начисления амортизации производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива. В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.
В бухгалтерском учете организации амортизационные отчисления по НМА начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости либо списания этого актива с бухгалтерского учета на основании пункта 31 ПБУ 14/2007.

В налоговом учете организации рекламный ролик, который находится у налогоплательщика на праве собственности, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. также признается амортизируемым имуществом на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ.
Для целей налогового учета, согласно пункту 3 статьи 257 НК РФ, первоначальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Нормы амортизационных отчислений рассчитываются исходя из стоимости НМА и срока полезного использования актива. Согласно пункту 2 статьи 258 НК РФ по НМА, по которым невозможно определить срок его полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет, но не более срока деятельности организации. По НМА, указанным в подпунктах 1 — 3, 5 — 7 абзаца 3 пункта 3 статьи 257 НК РФ, организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет. Заметим, что в список НМА, по которым организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет, НК РФ включены исключительные права на аудиовизуальные произведения. Следовательно, организация в отношении исключительных прав на аудиовизуальные произведения может самостоятельно установить срок полезного использования, учитывая при этом, что этот срок не может быть менее двух лет.

Пункт 1 статьи 259 НК РФ предусматривает начисление амортизации одним из следующих методов:
— линейный метод;
— нелинейный метод.
Отметим, что во избежание расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом лучше применять линейный метод начисления амортизации.
В налоговом учете организации ежемесячные амортизационные отчисления по рекламному ролику относятся к расходам на рекламу производимых и реализуемых товаров (работ, услуг) и учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу в СМИ относятся к ненормируемым расходам, поэтому они учитываются для целей налогообложения прибыли в размере фактических затрат. Такой позиции придерживаются налоговые органы в Письме УМНС России по городу Москве от 15.09.2003 г. N 26-12/51408, а также Минфин России в Письме от 26.07.2013 г. N 03-03-06/1/29764.
Отметим, что в размере фактических затрат учитываются и расходы, связанные с созданием и трансляцией рекламных роликов перед началом сеансов в кинотеатрах, что следует из пункта 4 статьи 264 НК РФ. Напомним, что данная возможность появилась у организаций с 01.01.2014 г. на основании Федерального закона от 23.07.2013 г. N 215-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пример

Организация заказала создание рекламного ролика для демонстрации по телевидению. Стоимость работ по созданию рекламного ролика составила 23 600 руб., в т.ч.. НДС 18% — 3 600 руб. По договору организация становится правообладателем исключительных прав на рекламный ролик. Приказом организации установлено, что рекламный ролик будет использоваться в течение 2 лет (24 месяца).
В учетной политике организации закреплено, что амортизация по НМА и в бухгалтерском и в налоговом учете начисляется линейным методом.
Доходы и расходы признаются для целей налогообложения по методу начисления согласно статьям 271 — 272 НК РФ.
В соответствии с пунктами 5, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 г. N 33н, затраты, связанные с созданием рекламного ролика, являются расходами по обычным видам деятельности, формирующими себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), в качестве коммерческих расходов.
Расходы на демонстрацию рекламы также учитывают в качестве расходов по обычным видам деятельности в составе коммерческих расходов.

В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 20 000 руб. — отражены суммы вложений, необходимых для создания рекламного ролика
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 3 600 руб. — отражен НДС, предъявленный изготовителем рекламного ролика
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 23 600 руб. — погашена задолженность перед изготовителем
Дебет 04 «Нематериальные активы» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» 20 000 руб. — принят к учету объект НМА
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» 3 600 руб. — принят к вычету НДС
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 05 «Амортизация нематериальных активов» 833,33 руб.
(20 000 руб. / 24 мес.) — отражена сумма амортизации по рекламному ролику, включенная в состав коммерческих расходов
Дебет 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу» 833,33 руб. — списаны текущие коммерческие расходы

Далее рассмотрим случай, когда организация создает рекламный ролик сроком использования менее 12 месяцев.
В этом случае расходы по его созданию признаются в качестве расходов на рекламу и распределяются равномерно между всеми месяцами, приходящимися на период, в котором организация планирует получить доход, обусловленный размещением рекламы.
Порядок распределения расходов на трансляцию рекламного ролика должен быть закреплен в учетной политике организации.
Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н, затраты, которые были произведены организацией в одном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Пример

Организация заключила договор о создании и трансляции рекламного ролика по телевидению в течение восьми месяцев.
Расходы на создание рекламного ролика составили 94 400 руб., в т.ч. НДС 18% — 14 400 руб. Акт о выполнении работ по созданию рекламного ролика стороны подписали в январе текущего года.
Стоимость трансляции рекламного ролика в течение одного месяца — 1 180 руб., в т.ч. НДС 18% — 180 руб. Акты об оказании услуг стороны подписывают ежемесячно, начиная с февраля текущего года.
Учетной политикой предусмотрено списание вышеназванных расходов равномерно в течение срока использования рекламного ролика.

В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

— в январе текущего года:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 94 400 руб. — оплачены услуги по созданию рекламного ролика
Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 80 000 руб. — отражены расходы на создание рекламного ролика
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 14 400 руб. — отражен НДС со стоимости рекламного ролика
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» 14 400 руб. — принят к вычету НДС со стоимости рекламного ролика

— ежемесячно с февраля по сентябрь текущего года:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 97 «Расходы будущих периодов» 10 000 руб.
(80 000 руб. / 8 мес.) — списаны затраты на создание рекламного ролика в состав расходов на рекламу
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 1 180 руб. — оплачены услуги по трансляции рекламного ролика
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 1 000 руб. -включена стоимость трансляции рекламного ролика в расходы на рекламу
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» 180 руб. — отражена сумма НДС со стоимости услуг по трансляции рекламного ролика
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» 180 руб. — принят к вычету НДС со стоимости услуг по трансляции рекламного ролика

Таким образом, в целях налогообложения прибыли организации ежемесячно в течение восьми месяцев в состав расходов на рекламу будут включаться затраты на создание рекламного ролика в размере 10 000 руб., а также стоимость трансляции рекламного ролика — 1 000 руб.

© 2015 — 2016, Выпускающий редактор. Все права защищены.