Для начала, стоит разобраться с понятиями. В ст.3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» есть два определения:

— спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания или трансляции теле- или радиопередачи либо создания или использования иного результата творческой деятельности;

— спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Если спонсор не нуждается в рекламных услугах, то спонсорство превращается в обычную благотворительность.

Под благотворительной деятельностью, согласно статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», понимается:

«добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Однако для того, чтобы спонсорский вклад считался благотворительным необходимо, чтобы он соответствовал целям благотворительной деятельности. Согласно статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:

«1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются».

Рассматривать спонсорскую помощь в виде целевого финансирования можно лишь в том случае, когда в договоре, в рамках которого, данная помощь получена, имеется прямое указание на использование данных средств.

На практике случаи, когда спонсоры отказываются от упоминания своего имени, крайне редки, поэтому обычно спонсорство подразумевает оказание информационно-рекламных услуг.

Спонсорская реклама оформляется договором возмездного оказания услуг. Вопросы возмездного оказания услуг рассматриваются в гл. 39 ГК РФ, которая применяется и к договору о рекламных услугах. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Т.е. спонсор обязуется профинансировать общественно-полезное мероприятие, а спонсируемый — в ходе проведения мероприятия тем или иным способом распространить информацию о заказчике услуг как о спонсоре среди максимально возможной аудитории. При этом способ распространения информации должен быть заранее прописан в договоре.

Налогообложение

Доходы, полученные по договору возмездного оказания услуг (спонсорской рекламе), являются доходами от обычной коммерческой деятельности и подлежат налогообложению согласно действующему  законодательству.

© 2011, Выпускающий редактор. Все права защищены.