На сегодняшний день довольно распространен заказ билетов на культурно-зрелищные мероприятия через Интернет. Размещенная на сайте учреждения культуры информация позволяет покупателю выбрать интересующее его культурно-зрелищное мероприятие в удобное для него время.

О том, каким нормам должен соответствовать электронный билет в настоящее время и как отразить операции, связанные с начислением дохода, полученного от реализации электронных билетов в учреждениях культуры, мы расскажем в данной статье.


 

Создание Интернет — сайта.

Для того, чтобы начать электронную реализацию билетов учреждение культуры должно создать свой сайт в Интернете.

Интернет — сайт является комплексным программным продуктом, созданным в результате интеллектуальной деятельности программистами совместно с дизайнерами. Создатели Интернет — сайта имеют исключительные права на созданный продукт. Поэтому, если учреждению культуры принадлежит исключительное право на созданный программный продукт, то в бухгалтерском и налоговом учете Интернет — сайт будет принят в составе нематериальных активов.

 

Объекты нематериальных активов принимаются к учету по первоначальной стоимости в размере фактических вложений при их приобретении. Таким образом, стоимость объекта нематериального актива в целях бухгалтерского учета может включать затраты на оплату по договору уступки (приобретения) прав на объект, услуг специализированных организаций, расходов по изготовлению и так далее.

Условия признания актива нематериальным для целей налогового учета содержатся в пункте 3 статьи 257 НК РФ. Согласно данному пункту статьи 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

 

Если же учреждение культуры получает от фирмы — разработчика неисключительные права, то затраты на их приобретение включаются в состав расходов на прочие услуги.

 

Электронный билет.

Электронный билет представляет собой совокупность информации (параметров), характеризующей право на посещение определенного театрально-зрелищного, культурно-просветительного либо зрелищно-развлекательного мероприятия в определенном месте и в определенное время.

Бланки электронных билетов являются бланками строгой отчетности. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 г. N 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности» (далее — Приказ N 257) утверждены следующие формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и так далее):

«Билет»;

«Абонемент»;

«Экскурсионная путевка».

При реализации электронных билетов учреждения культуры обязаны соблюдать требования, предъявляемые к ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее — Положение N 359).

В соответствии с пунктом 3 Положения N 359 к обязательным атрибутам электронного билета относятся, в частности:

— шестизначный номер, серия и наименование документа;

— наименование и ведомственная принадлежность организации, оказывающей услугу в области культуры, ИНН организации;

— наименование культурно-зрелищного мероприятия;

— адрес проведения мероприятия;

— дата, время проведения мероприятия;

— наименование зала, холла, сцены;

— наименование части зала: партер, бельэтаж, VIP-ложа и так далее;

— номера ряда и места, обеспечивающие потребление услуги в области культуры, право на которое удостоверяет билет;

— стоимость услуги;

— дата реализации, идентификационный номер кассы, осуществившей продажу, должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции.

Заметим, что в момент выпуска билета на него также может наноситься дополнительная информация (справочного или рекламного характера).

 

Согласно Письму ФНС Российской Федерации от 29.04.2005 г. N ГИ-6-22/364@ «Об использовании бланков строгой отчетности в случае применения компьютерной программы для продажи билетов на театрально-концертные и спортивно-зрелищные мероприятия» продажа билетов с использованием информационной системы автоматизированной продажи билетов на театрально-концертные и спортивно-зрелищные мероприятия, форма которых соответствует требованиям Минфина для бланков строгой отчетности этого вида, не противоречит законодательству о применении контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем, порядок учета и хранения бланков предполагает, что обязанности по хранению бланков строгой отчетности, а также корешков квитанций возлагаются на учреждения, оказывающие соответствующие услуги населению. В этих целях руководство учреждения культуры обязано обеспечить контроль за сохранностью и правильностью ведения бухгалтерского учета всех бланков строгой отчетности.

Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денежных средств, должны храниться в учреждении культуры в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет. После этого они должны быть уничтожены на основании составленного комиссией акта, утвержденного руководителем учреждения культуры. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки строгой отчетности.

 

Бухгалтерский учет электронной реализации билетов.

Заказать электронный билет может как физическое, так и юридическое лицо. Для этого нужно зайти на сайт учреждения культуры и заполнить бланк заказа билета с указанием для физического лица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных; для юридического лица — его наименования, ИНН, фактического месторасположения.

Также учреждение культуры может самостоятельно вводить в бланк заказа строки для отражения другой важной для учреждения информации.

Приобретая электронный билет покупатель может указать и способ его покупки, то есть по своему усмотрению покупатель может получить его дома либо непосредственно в офисе учреждения культуры.

Оплата электронных билетов производится различными способами. Наиболее распространенным является их оплата наличными денежными средствами. Кроме того, билеты могут быть оплачены безналичным способом — денежные средства поступают на лицевой счет учреждения культуры.

В зависимости от условий, закрепленных в учетной политике учреждения, за бронирование билетов и услуги доставки с покупателей взимается определенная плата либо данные затраты могут производиться за счет средств учреждения культуры.

 

Налог на добавленную стоимость.

Согласно абзацу 3 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Как было сказано выше, в настоящее время формы бланков строгой отчетности (билет, абонемент, экскурсионная путевка), используемые при оказании услуг учреждениями культуры, утверждены Приказом N 257.

Учреждениями культуры и искусства в целях обложения НДС признаются театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Отметим, что в целях правомерности применения льготы по НДС в отношении операций по реализации билетов и абонементов учреждения также должны представить подтверждение своей принадлежности к учреждениям культуры и искусства. Одним из таких подтверждений является присвоение ему соответствующего кода в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (далее — ОКВЭД).

Исходя из вышесказанного, операции по реализации электронных билетов и абонементов освобождаются от обложения НДС согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, если:

— форма данных документов соответствует формам бланков строгой отчетности, утвержденным Приказом N 257;

— учреждения, оказывающие услуги по реализации, относятся в соответствии с абзацем 5 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ к учреждениям культуры и искусства, что также подтверждает их код ОКВЭД.

© 2011 — 2012, Выпускающий редактор. Все права защищены.